10 лет на рынке ККТ. |
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ККТ.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основным нормативно - правовым документом, регулирующим применение контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, является Федеральный закон Российской Федерации от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ. Также существует определенное количество иных документов, которые так или иначе затрагивают порядок применения контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. 2. КТО ДОЛЖЕН ПРИМЕНЯТЬ КОНТРОЛЬНО-КАССОВУЮ ТЕХНИКУ Организации - юридические лица, их филиалы и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при осуществлении денежных расчетов с населением в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг обязаны применять ККМ. Кроме этого, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но в то же время не зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя должны применять ККМ в указанных выше случаях. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие денежные расчеты с другими индивидуальными предпринимателями за реализованные товары и оказанные услуги (в основном, это касается взаимоотношений в сфере оптовой торговли), также обязаны применять ККМ (т.е. выписки и выдачи на руки индивидуальному предпринимателю - покупателю иных документов, подтверждающих факт оплаты, недостаточно). 3. КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ККТ Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязательного применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением в случае, если они подпадают под действие Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, смотри Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. №917 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПЕРЕЧЕНЬ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ИХ ФИЛИАЛОВ И ДРУГИХ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (В ТОМ ЧИСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, В СЛУЧАЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ИЛИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ), КОТОРЫЕ В СИЛУ СПЕЦИФИКИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИБО ОСОБЕННОСТЕЙ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН. |
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА ЕЖЕГОДНАЯ ЗАМЕНА ЭКЛЗ
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13.12.2001 № Пр-2184 осуществляется внедрение контрольно-кассовой техники (ККТ) с криптографической защитой фискальных данных. Криптографические средства защиты данных в ККТ - это электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ). Внедрение криптографических средств защиты фискальных данных ККТ направлено на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере денежного обращения, борьбу с неучтенной денежной наличностью, защиту предпринимателей от разного рода криминальных проявлений, обеспечение достоверности и целостности данных о наличном денежном обороте в сфере торговли и услуг, в том числе и в целях достижения полноты сбора налогов. Во исполнение названного поручения Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК по ККМ) принято решение от 12 марта 2004 года (протокол № 1/77-2004) об исключении из Государственного реестра ККМ, используемых на территории Российской Федерации, моделей ККМ с фискальной памятью без ЭКЛЗ. С 01 октября 2004 года в налоговых органах регистрируется только контрольно-кассовая техника с ЭКЛЗ. В соответствии с пунктом 3.6. Методических указаний по применению ЭКЛЗ в ККМ, утвержденных протоколом ГМЭК по ККМ от 25.06.2002 № 4/69-2002, при истечении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ производится её замена. Временной ресурс использования ЭКЛЗ в составе ККТ определен регламентом ФСБ России для технических средств криптозащиты фискальных данных и равен для ЭКЛЗ максимум 13-ти месяцам от месяца активизации ЭКЛЗ в составе ККТ (без учета дня активизации в этом месяце). После 00:00 первого числа 14-го месяца от месяца активизации ЭКЛЗ в составе ККТ, эта ККТ будет блокирована для любых кассовых операций, кроме закрытия документа (если он открыт), закрытия смены (если она открыта), получения отчетов – фискальных и из ЭКЛЗ – и закрытия архива ЭКЛЗ. Проще говоря, по истечении ровно 13-ти месяцев со дня активизации ЭКЛЗ кассовый аппарат блокируется автоматически и не позволит пробить ни одного чека. Во избежание «приятных сюрпризов», связанных с невозможностью применения ККТ (в том числе штрафов), пользователям следует своевременно, а не в последний день, озаботиться приобретением и заменой блока ЭКЛЗ в ККТ. При этом надо учитывать, что установка первых блоков ЭКЛЗ в области производилась в сентябре-октябре 2004 года массово, а значит и срок замены ЭКЛЗ по всем этим ККТ наступит практически одновременно, что предполагает определенную очередь на её получение и установку. Новый блок ЭКЛЗ пользователям в данном случае придется приобретать за свои деньги, т.к. если исчерпан временной ресурс использования ЭКЛЗ в составе ККТ, гарантийные обязательства на ЭКЛЗ не исполняются. |